Городская свадьба "как это было".

 

Городская свадьба


  Изначально в основе городской свадьбы лежали все те же обычаи традиционной деревенской свадьбы, толь о в упрощенно и лишенном магической подоплеки виде. Однако со временем городская свадьба приобретала ярко выраженные специфические черты и обзавелась собственным обычаями. Причем чем крупнее был город, тем сильнее свадебный ритуал отличался от деревенского. У слободского населения и жителей городских окраин с деревней были более сильными.

  Основные этапы городской свадьбы были такими же, как и в деревне. Как и в деревне, горожане считали, что существует дни благоприятные и неблагоприятные для свадьбы. К неблагоприятным относились среда, и пятница и 13-ое число каждого месяца. Как и в деревне в свадебном ритуале негласно царил культ нечетного числа: свадебный поезд должен был состоять из нечетного числа лошадей и людей, на свадебный стол подавали нечетное количества цветов... Прижились в городе и некоторые обряды деревенской свадьбы.

  С другой стороны, в городах отсутствовали обрядовая баня и обычай расчесывания молодой. Единственным внешним признаком, отличавшим замужнюю горожанку от незамужней, было обручальное кольцо на безымянном пальце правой руки, вместо традиционного осыпания зерном или хмелем в городах в новобрачных бросали денежные монеты.

  Продолжительность и содержание свадебного ритуала варьировалось от сословия к сословию. При этом у всех социально — сословных групп свадьба включая в себя следующие этапы:

  1. сватовство,

  2. смотрины,

  3. сговор,

  4. девичник и молодечник,

  5. венчание,

  6. свадебный пир.

  Знакомились молодые горожане на специальных вечеринках, которые устраивались в выходные дни или по праздникам. В будни приличных девушек не выпускали вечерами из дома. Молодежь собиралась у кого — нибудь на квартире. Чтобы попить чай, потанцевать, попеть песни, но, главным образам, чтоб найти брачного партнера. Иногда для подобных вечеринок снимали специальное помещение. Приглашался небольшой круг молодых людей обоего пола, принадлежащих к одному сословию — примерно 6-7 пар, не более. Без приглашений на вечеринку не приходили. Угощения покупали в складчину . Обычно вечеринка заканчивалась около 11 часов вечера. Молодые люди расходились парочками: каждый парень стремился проводить понравившуюся ему девушку до дома.

  Кроме того, в первых числах октября в домах незамужних девиц устраивали так называемый »капустницы», на которые приглашались подруги и холостые парни. В первую половину назначенного дня подруги помогали родителям девушки рубить капусту для квашения, а вечером в награду за труд для них устраивали вечеринку с музыкантами и развлечениями. Нередко на капустницы приглашались профессиональные свахи.

  В кругу богатого купечества и дворянство на именины сыновей и дочерей организовывали домашние молодежные вечера, на которые приглашались дети друзей и родственников. На таких вечеринках обязательно присутствовали взрослые домочадцы, которые следили за тем, чтобы все было «комильфо» («как положенно»). Помимо именных вечеров, детей дворян и богатых купцов, начиная с определенного возраста, вывозили «в свет» - на балы. Сезон балов открывался в октябре. Его ждали, к нему готовились. С приходом октября полностью меняли ритм светской жизни: один бал сменял другой, и можно было везде побывать. Балы служили своеобразным смотром невест: на них матери и отцы подыскивали своему чаду подходящую пару. Для самих же молодых существовала только одна возможность познакомиться на балу — это танцы.

 

Сватовство


  Любой городской свадьбе предшествовало сватовство, но не за любым сватовством следовала свадьба. Роль свахи в городе была более важной, чем в деревне. В обязанности городской свахи входило не только сватовство, но и подбор подходящей по всем параметрам невесты. Для этого она должна была обладать большой базой данных, содержащей сведения обо всех девицах замужнего возраста и потенциальных женихах. Чтобы найти подходящую пару клиента, сваха посещала вечеринки и традиционные места скопления девиц на выданье, присматривалась к ним, выясняла размер их приданного, социально положение родителей и т.п. Всю необходимую информацию сваха собирала по средствам общения и личных контактов с семьями, но не брезговала и сплетнями, добытыми от домашней прислуги , дворников, гадалок и того подобного люда. Нередко за сплетни свахе приходилось платить. Профессиональная сваха не состояла в родстве с семьями жениха и, я невесты и выступала в роли не заинтересованного посредника. Особую потребность в услугах профессиональной свахи испытывали родители девушек засидевшихся в невестах, а также те семьи, которые стремились за счет женитьбы (замужества) ребенка поправить собственное социальное или материальные положения.

  В роли свах обычно выступали предприимчивые и коммуникабельные женщины среднего или пожилого возраста из мещанского или купеческого сословия. Чаще всего это были одинокие вдовы, для которых сватовство являлось работой, приносившей доход. Удачливая сваха пользовалась всеобщим уважением, с неудачливой предпочитали не связываться. За каждое сватовство с благополучным исходом свахе полагалось денежное вознаграждение, размер которого зависел от финансовой состоятельности заказчика. Кроме того, в случае удачного сватовства свахе дарили кашемировую шаль. Со временем кашемировая шаль приобретала некое символическое значение: количество шалей, которыми обладала сваха, служило индикатором ее профессионализма и удачливости. Именно к такой свахе старались обратиться в первую очередь.

Сватовство в городе проходило также, как и в деревне: родители жениха засылали сваху в дом невесты . В случае положительного разрешения сватовства назначали день смотрин невесты.

 

Смотрины невесты


  Смотрины невесты в разных сословиях происходили по — разному. В семьях небогатых горожан и жителей городских окраин смотрины напоминали аналогичный по смыслу крестьянский обряд. В ремесленной среде было обязательным «испытаниеневесты» - проверка ее способностей к ремеслу. Здесь невеста рассматривалась как еще одна пара рабочих рук, поэтому родителей и родственников жениха в первую очередь интересовала ее трудоспособность, В купеческой и зажиточной мещанкой среде товарно — денежная сторона свадьбы была особенно важна, смотрины невесты состояли из двух частей: знакомства молодых и торгов свахи с отцом невесты по поводу невестиного приданного.

  Начинались смотрины с краткой молитвы, после чего все участники обряда три раза обходили вокруг стола. Родители невесты приглашали сваху, жениха и его родителей за стол «почаевничать». После чаепития отец невесты и свахи выходили в соседнюю комнату для проведения торгов, во время которых обсуждался размер и состав приданого, даваемого за невестой. При этом сваха заранее договаривалась с отцом жениха, какое приданое может быть удовлетворительным. Торги могли длиться очень долго, пока обе стороны не достигали согласия. Если семья жениха и невесты так и не приходили к общему знаменателю, то свадьба то свадьба откладывалась на неопределенное время или вовсе отменялась.

  В дворянских семьях смотрины невесты проходили без каких — либо обрядовых действий. В доме невесты устраивали званый обед, на котором присутствовали родители невесты, родители невесты, родители жениха, крестный отец жениха и его дядя. Если между обеими семьям существовали давление дружеские отношение, то на смотрины также приглашались остальные домочадцы, включая сестер и братьев жениха. Огромную роль в дворянских свадьбах играло приданое невесты, однако в отличие от купеческой среды обрядового торга не существовало. Опись приданого, включая все движимое и недвижимое имущество, размер денежного капитала и ежедневного дохода от него, оформлялась в виде особого брачного контракта.

  В семьях мелких торговцев, ремесленников и рабочих рядная запись заменялись устным договором. Незначительные размеры приданого, состоявшего, главным образом, из одежды, мебель и предметов обихода, а также повальная безграмотность делали брачный контракт необязательным.

  У всех социально — сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом стола, в котором принимали участие родители жениха и невесты. Обряд «кругового хождения» представлял с собой достаточно интимный акт: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело.

 

Сговор


  На смотринах невесты договаривались о дне сговора, который как правило, назначался через 2-3 недели. Процедура сговора также напрямую зависела от сословия. В деревенских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. На сговор приглашали жениха, родителей жениха, родственников и друзей обеих семей, а также наиболее влиятельных членов городского сообщества. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Все присутствующие гости по очереди поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

  В купеческой среде в день сговора происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты. Молодых благословлял специально приглашенный священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого невесты, которая передавалась отцу жениха сразу после благословения. В небогатых семьях и у жителей городских окраин жениха и невесту благословляли родители. Сговор завершался обрядом рукобитья, во время которого отцы молодых ударяли друг друга по рукам и публично обещали совершить начатое дело, и запоем. Сразу после родительского благословения невеста выходила на крыльцо дома и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся во дворе людям, что она окончательно просватана за такого — то жениха (тут девушка называла имя своего нареченного). По случаю благополучно завершившегося сговора вечером на улице собиралась вся местная молодежь. Жених угощал девушек и парней пряниками, который напекла его мать. Сговор, как и смотрины, завершался обрядом «кругового хождения», в котором, помимо, кровных родителей молодых участвовали и их крестные.

  В день сговора помолвка приобретала публичную огласку, молодые получали общественное одобрение своего брака. После оговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных связанный с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать.

  На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «божьего милосердия» - икон, которые вместе с приданым перевозили в дом жениха. Кроме самой невесты и ее родителей, в обряде божьего милосердия участвовали крестные родители девушки, которые также благословляли ее.

  Большое значение для горожан имело церковное оглашение будущей свадьбы, Согласию действующим канонам православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождения и социальное положение своего избранника. После этого 3 ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончанию литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы нет ли каких — либо препятствий и помех к браку. Если молодые принадлежали к разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обоих приходов. По прошествии срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословия принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Аналогичный билет выписывался жениху.

  Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. Среди дворян перевоз приданого не сопровождался публичными обрядами, Зато сразу после отбытия поезда с приданым невесте в сопровождении матери уединялась для совместного моления на образа. Этот обряд также встречался среди купцов и мещан.

  В среде зажиточных купцов, где приданому невесте уделялось особое внимание, организовали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подвод. В первой подводе везли иконку и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик — блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутой в шелк, и огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках крестной матери была серебреная с позолотой солонка. На третьей подводе перевозили постель, а на четвертой — мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой, подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, украшенную лентами и чепчиком, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно мтаршая сестра метери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей индюшку и дарила отрез платье. Принималось приданое строго по описи, проверялось каждая вещь.

  В семьях городской бедноты приданое переносили на руках или перевозили на одной подводе. При этом перевоз постели сопровождался рядом обрядов, характерных для крестьянской свадьбы.

 

Венчания


На кануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых имен билетов. В приглашениях указывались имена и сословия принадлежность жениха и невесты, названия церкви , к которой будет проходить обряд венчания, час венчания и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагали меню и подробное описание распорядка свадебного торжества. Постепенно обычай рассылать приглашения на свадьбу распространился и среди других сословий.

В день венчания жених через сваху или свою тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и.т.д). Получив подарок жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу. Обувал невесту особый «свадебный отрок», младший брат или другой свадебного отрока были более широкими: он не только обувал невесту, но также подавал ей на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большой торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного рост, примерного одного типа внешности и носили одинаковую одежду.

В дворянских семьях были широко в ходу амулеты — различные ладанки, перстни с печатками, подвески, дорогие ювелирные

украшения и другие безделушки, которые сберегли как зеницу ока и передавались из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного церковного соглашения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой — нибудь амулет, который обязательно находился при невесте с момент венчания.

  В купеческой среде было принято вкладывать в правый ботинок жениха и туфлю невесты золотую монетку. Невеста из семьи ремесленников опоясывалась пряжей, которую в первый раз самостоятельно напряла, или прикалывала к нижней юбке подвенечного платья кусочек своей правой вышивки. Считалось, что первые изделия ремесла, выполненные девушкой без посторонней помощи, обладают особой силой способной сберечь ее от порчи и исцелить в случае болезни. А у простонародья были распространены различные обереги, Так, чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее венчального платья вкалывали иголки.

  Обычно перед отправлением свадебного поезда в церковь происходил обряд сводов — символическое соединение жениха и невесты. Своды совершались посреди избы или во дворе под свадебные песни гостей. Тысяцкий или сват подводил жениха и невесту друг к другу и соединял их руки, связывая их полотенцем или платком. После этого новобрачные трижды обходили вокруг стола или кадки для теста.

  На пути от дома невесты к свадебному поезду совершался обряд осыпания («обсеивание») жениха и невесты зерном и мелкими деньгами. Вообще, осыпание происходило неоднократно в разные моменты свадебного обряда: во время отправления свадебного поезда из дома жениха, во время отъезда новобрачных в церковь и во время прибытия свадебного поезда после венчания в дом молодого мужа. Причем осыпали не только новобрачных, но и лошадей свадебного поезда. По возвращении из церкви новобрачных обычно осыпали не зерном, а мелкими деньгами. В купеческих семьях гости соревновались, кто больше бросит денег на поднос, который специально для этого случая держал мальчик — блюдник, шедший возле новобрачных. Благодаря данному обряду могла собраться значительная сумма , которая шла в семейную казну молодоженов.

  В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя - атласную или бархатную. Сама церемония церковного венчания происходила в крайне торжественной атмосфере. На обряд венчания стекались люди о всей округи. Чтобы ограничить число желающих поглазеть на венчание молодых, богатые горожане рассылали специальные пригласительные билеты, без которых не пускали внутрь храма.

  Из церкви новобрачных встречали родители жениха: отец держал икону, а мать — хлеб — соль . Молодые кланялись им, принимали их благословение и по очереди трижды целовали родителей. В помещении новобрачных трижды обводили вокругстола.

  Особое место в городской свадьбе занимал обычай поздравления новобрачных. Молодожены по очереди угощали всех присутствовавших игристым вином и кусочком медового пряника. Гости в свою очередь целовали новобрачных, поздравляли их с законным браком и за тем дарили им подарки, которые складывались на специальный поднос. В богатой купеческой среде поднесение подарков имело престижное значение, поэтому каждый из гостей старался заготовить как можно более богатый подарок, который бы наглядно продемонстрировал его достаток.

 

Свадебный пир


  Завершал свадебный ритуал свадебный пир. С конца 19 века, свадебный пир у всех городских сословий неизменно именовался «балом». Дворянство устраивала свадебные балы в городских особняках или загородных имениях, расположенных вблизи города. Богатые купцы и мещане часто гуляли свадьбу в ресторане. Остальные горожане с более скромным достатком устраивали «свадебный бал» в доме жениха. Если позволяли средства, то на дом приглашали из ресторана официантов. В зависимости от степени материального благосостояния семей свадебный бал организовался с различной степенью повышиности. При этом основные моменты свадебного пира у разных сословий  совпадали. Так, первыми на стол подавали холодные закуски, среди которых всегда присутствовали блюда из свинины. По русскому поверью, свиное мясо обеспечивало новой семье плодородие. богатство и благополучие. В бедных домах первым свадебным блюдом шел холодец. По другим сведениям , сначала на свадебном балу подавали  чай и сладкое, затем десерт, и только после этого шел праздничный ужин. первым горячим блюдом свадебного стола шел суп: у простонародья - традиционная куриная лапша, у дворян и богатого купечества - раковый суп, с которым подавали паштет и подовые пирожки. Основным горячим блюдом неизменно была жареная или вареная курица (гусь, индейка). Это была ритуальное блюдо, поедание которого сопровождалось обрядовыми действиями. Тысяцкий, угощая гостей курицей, называл ее женским именем и расписывал перед гостями ее красоту и прочее

достоинства. после этого он обращался к новобрачным с пожеланием родить столько деток, сколько цыплят вывела данная курица. при этом называлась любая неестественно большая цифра. в конце ужина выносили большой круглый яблочный пирог, который в богатых семьях обильно украшали густо взбитыми сливками.

  У всех слоев городского населения свадебное застолье сопровождалось песнями и танцами, только исполнялись они вразной манере. В дворянской и богатой купеческой среде были популярны городские романсы, которые пелись под гитару. Часто устраивались специальные свадебные концерты с участием профессиональных певцов и музыкантов. Традиционно свадебный зал открывался "вальсом молодых". В домах простонародья слышались залихватские песни и частушки, часто неприличного содержания, которые исполнялись непосредственно за столом под аккомпанемент баяна. Есть ведущие в Майкопе играют на баяне, посмотрите их работы.

 

 

 

 

назад далее

 


СПАСИБО ЗА РЕПОСТ, УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ:

 

 

Помоги сайту советом >>> Что не хватает сайту?

Все о свадьбе: традиции, советы, приметы и прочее

..........................................................................................................................................


Подготовка к свадьбе:

 1) НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ: Дату проведения свадьбы следует обговорить заранее, чтобы успеть  подготовиться к торжеству. (выберите дату правильно)В принципе, можно успеть подготовиться и за месяц, и за десять дней и за три дня. Здесь все будет зависеть от вашей материальной и моральной поддержки. От того,насколько эффективна будет помощь ваших родных и друзей. В принципе, за месяц можно все успеть прекрасно подготовить...

   Подробнее>>

 ..........................................................................................................................................


Свадебные приметы:

 Прежде всего я хочу сказать, приметы — это суеверие и полагаться на предрассудки не стоит. Главное Ваше желание быть вместе, а остальное мелочи. Но для тех кому все таки интересно я сделал небольшую подборку примет. Собирал соответственно с интернета...

Подробнее>>

 ..........................................................................................................................................


Бодрость и красота:

 Как хочется в этот день быть непревзойденной! Но предпраздничные стрессы, недосыпание могут негативно отразится на вашей внешности... Предлагаем несколько рецептов анти-стрессовой помощи, которые помогут вам выглядеть безукоризненно.Для начала, в канун свадьбы лучше отказаться от кофе...

 Подробнее>> 

 ..........................................................................................................................................


Обручальные кольца:

Самый важный момент в свадебной церемонии – это обмен обручальными кольцами. Несмотря на большое разнообразие колец, молодые люди стараются выбрать то единственное, которое станет символом семейного счастья. Как правило, молодожены начинают беспокоиться...

 Подробнее>>

 ..........................................................................................................................................


Как сэкономить на свадьбе:

 Свадьба – это торжество, которое в той или иной степени требует не малого количества средств. Сегодня мы попробуем определить, как сэкономить на свадьбе? Конечно, кто-то возразит, как это сэкономить на собственной свадьбе? Это недопустимо! Всегда можно одолжить или взять в кредит определенную сумму денег...

  Подробнее>>

 ..........................................................................................................................................


 

смотреть еще статьи>>

Статистика

Посетители 11587.

Зарегистрировано 236.

В каталоге 62 фирм.

Статей 123.

Удачных сделок 2864.

Лучший видеооператор

 Видеооператоры.

Самый популярный "Сергей Николаевич".

Только благодаря классному видеооператору на свадьбу, юбилей и хорошему монтажу вы будете много лет спустя переживать те же эмоции, что...

смотреть>>

Подпишись и получи подарок!

 

Готовый сайт из галереясайтов.рф